7.2 Опыт <Педагогики-SETI> астрономической обсерватории всероссийского
детского центра <Орлёнок> (тезисы доклада)
Л.Н.Филиппова, зав.УИЛАО-SETI 352842, Краснодарский
край, Туапсинский р-н, ВДЦ <Орленок>,
Астрономическая обсерватория 23 августа 1993 года
Актуальность работ, проводимых по проблеме <Поиск внеземных
цивилизаций> (SETI), была признана мировым научным сообще-стзом
астрономов " Международным Астрономическим Союзом
(MAC) на конгрессе в 1982 году. К настоящему времени проблема SETI получила статус
не только проблемы астрофизики, но и культуры в целом. В 1992 году в России при
Академии Космонавтики им. К.Э.Циолковского создан Научно-культурный центр SETI.
Культурная (з самом широком смысле) и профессиональная многоаспектность проблемы
<Жизнь во Вселенной> содержит богатейшие потенциальные возможности для педагоги-
ческой работы с подрастающим поколением.
Астрономической лабораторией Всероссийского детского Центра <Орлёнок>,
работающей в условиях временного детского коллектива, накоплен некоторый опыт
педагогики с ориентацией на проблему SETI. В дальнейшем для удобства используется
ёмкость термина <педагогика-SETI>, несмотря на его очевидные относительность и
условность.
Опыт <педагогики-SETI> обсерватории <Орлёнка> накапливается и развивается в
направлении от SETI-игры к SETI-эксперименту.
Игровое разнообразие тематики <Жизнь во Вселенной> потенциально неисчерпаемо.
От ролевых костюмированных детских игр в <Галактический симпозиум> и защиты
фантастических проектов до перспективы разработок игровых компьютерных SETI-
программ: серии <диалогов> с программированными <моделями разумов> (<искусственного
интеллекта>, <дельфинов>, <инопланетян>...) с заданными параметрами сред обитания и
др., вариантов <зашифрованных посланий> <внеземного разума>;
тестов на оценку разумности собственного мозга и др.
Для создания научно-фантастических игровых ситуаций используются специально
созданные силами сотрудников <Орлёнка> игровые устройства. Приводятся примеры
игровых устройств и творческих заданий для ребят по тематике <Жизнь во Вселенной> и
SETI.
В 1990 году в обсерватории <Орлёнка> организована специальная учебно-
исследовательская лаборатория SETI, ведущая учебную, наблюдательную, и
исследовательскую работу с ребятами, интересующимися проблемой существования внезем-
ных цивилизаций. С этой целью проводится <малый SETI-практикум>, совмещенный с
патрульными наблюдениями неба
<Орлёнка> на популярной для SETI радиоволне 21 см. Для наблюдений используется
небольшой радиотелескоп с параболической антенной диаметром 3 метра, получивший
название <Аэлита>. В процессе проведения занятий ребята
обучаются элементарным навыкам общения с аппаратурой радиотелескопа <Аэлита>;
знакомятся с учебной информацией;
наблюдательными программами для SETI <Обзор> и <Зодиак>;
принимают участие в SETI-играх и экспериментах; а также подключаются к
размышлениям над задачами SETI проблемного характера.
Увлекателен процесс научного поиска внеземных цивилизация на профессиональной
аппаратуре в обсерваториях мира. В США с 1992 года осуществляется долгосрочная
программа непрерывного SETI до 2002 года. Увлекательна и педагогическая работа с
детьми, ориентированная на культурные и научные аспекты SETI. Но для того, чтобы
<педагогическое обеспечение> достойно отражало научные и' культурные стороны
проблемы поиска внеземных цивилизаций, стимулировало творческий и интеллектуальный
потенциал подрастающего поколения, необходима серьезная поддержка финансовыми и
материальными средствами нашей обсерватории и её SETI-проекта <Аэлита> (ком-
пьютерами, наблюдательной оптикой, современными средствами наглядного обучения и
т.д., включая создание по специальному заказу многоканального спектроанализатора для
радиотелескопа и системы автоматического управления антенной по заданным
координатам...).
|