[содержание] [главная]3.8. Педагогика SETI.Е.П.ЛевитанДИДАКТИКА АСТРОНОМИИМ.: УРСС, 2004. – 296 с.Пособие по методике и философии астрономического образования. Монография написана на основе полувекового опыта плодотворной работы автора и его коллег, занимавшихся проблемами школьного астрономического образования. В отличие от ранее публиковавшихся работ в этой области (в том числе и автора), в монографии делается акцент на переход от методики преподавания астрономии к дидактике. Дидактика астрономии, по определению автора, включает не только изучение путей и средств обучения астрономии, но и теорию, и философию астрономического образования, базирующегося на анализе достижений астрономии и космонавтики, а также на принципах и закономерностях общей дидактики и психологии. Другой важной особенностью работы является попытка по возможности отойти от обычно применяемого инструктивно-назидательного тона («учитель должен», «учитель обязан», «учащийся должен» и т.д.). Автор предпочел этому «тон сотрудничества» с читателем, предусматривающий возможно более полное информирование его о том, что ему полезно знать, и творческое обсуждение многочисленных задач и проблем, в том числе нерешенных, спорных или даже «еретических». Основная цель преподавания астрономии в школе, по мнению автора, – создать у учащихся научное представление о Вселенной, не углубляясь во множество второстепенных деталей. В этом плане необходимо проводить четкое различие между десятками миллионов школьников и тысячами любителей астрономии. Книга состоит из 6 глав. Первая глава посвящена обоснованию идеи о неизбежности преподавания основ астрономии (и тесно связанной с ней космонавтики) в XXI веке, когда благодаря небывалому прогрессу астрономии резко возрастает ее общеобразовательная, мировоззренческая и общекультурная роль. В главе 2 раскрывается сущность научной концепции астрономического образования и проводится ее поэлементный анализ, важный для практической работы учителя. В третьей главе рассматриваются проблемы воспитания, формирования основ гуманистического научного мировоззрения, проблемы экологического, эстетического и нравственного воспитания учащихся, воспитания у них потребности в непрерывном образовании и самообразовании. Здесь рассматриваются такие вопросы, как формирование научного мировоззрения в процессе развития научного знания, революции в астрономии, космология и мировоззрение, бесконечность Вселенной, мировоззренческие аспекты освоения космоса, проблема внеземных цивилизаций и др. в 4-й и 5-й главах дается информация о средствах обучения астрономии и методике проведения школьных астрономических наблюдений. В 6-й заключительной главе обозначен ряд новых проблем дидактики астрономии (изучение идей, лежащих в основании объяснения фундаментальных свойств Вселенной; информатизация школьной астрономии; гуманизация и гуманитаризация астрономии и др.). В этой главе обсуждается содержание спецкурса по дидактике школьной астрономии; приводятся наиболее актуальные темы диссертаций. Представляет интерес список докторских и кандидатских диссертаций, защищенных по методике и дидактике астрономии с 1950-х годов до 2003 г. Один из параграфов заключительной главы посвящен педагогике SETI. Педагогика SETI формирует у учашихся интерес к астрономии, «через» их интерес к проблеме поиска внеземных цивилизаций. Первый опыт педагогики SETI был реализован Л.Н.Филипповой во Всероссийском детском центре «Орленок». В начале 1990-х годов в Московском городском Дворце творчества детей и юношества создан Детский центр SETI (как филиал Научно-культурного Центра SETI), С момента создания им руководила И.А.Феодулова, в настоящее время – Н.В.Дмитриева. По мнению автора, педагогика SETI может стать составной частью общего астрономического образования подрастающего поколения. Отмечены некоторые пути реализации этой идеи: а) продуманное и обоснованное включение вопросов научной проблемы ВЦ в учебный материал по астрономии и космонавтике, изучаемый в общеобразовательной школе на уроках, факультативных и внеклассных занятиях (может быть даже организован специальный факультативный курс для 8, 9 классов, посвященный проблеме существования Жизни и Разума вне Земли); б) можно было бы попытаться привлечь внимание руководителей системы Международного бакалавриата к вопросам «педагогики SETI»; в) разрабатывать с помощью Интернета детские проекты SETI[1], заинтересовывая этим детей, проживающих не только в различных городах России, но и в других странах. Завершая этот раздел, автор пишет: «Более 40 лет назад на Земле впервые начали поиск “разумных сигналов” из Космоса (проект “Озма”). Кто думал тогда, что уже в конце ХХ и начале XXI в. специалисты в области дидактики астрономии будут всерьез обсуждать проблемы “педагогики SETI ”?» [1] Подобный опыт уже реализуется в Московском городском Дворце творчества детей и юношества по проекту «Здравствуй Галактика». – Прим. Реф. |