ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛА ГРАФИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКОГО МАТЕРИАЛА.А.М.Карапетьянц.Институт стран Азии и Африки при МГУ.Стандартный круг триграмм (при снятии симметричных разнородных триграмм 101 и 010) вида "-111-011-001-000-100-110-(111-)" при представлении черты каждого вида равной площадью одного из двух цветов в идеале дает логарифмическую спираль с двумя рукавами, соответствующую классической форме Чертежа Великого предела. Для получения равных площадей, наряду с делением окружности на шесть частей, необходимо проведение концентрических окружностей с диаметрами, соотносящимися как квадратные корни первых натуральных чисел. Значит ли это, что предки китайцев имели представления, аналогичные нашим представлениям о квадратных корнях и логарифмах? Процедура подобных построений, очевидно, предполагала построение на гипотенузе треугольника с катетами, равными единице, нового прямоугольного треугольника с противолежащим катетом, равным единице, с дальнейшим повторением этой операции. Эти противолежащие катеты и образуют рукав логарифмической спирали - характерный мотив древнекитайских ритуальных предметов. Точность подобных построений резко повышается при одновременном построении спирали в обратную сторону, что и наблюдается в Чертеже Великого предела. Взаимодействие точек перелома этих двух спиралей, позволяющее, в частности, делить окружность на то число частей, которое имеется в бронзовых зеркалах, при числе шагов до шестидесяти четырех (общее число гексаграмм), отражено в "драконьих хвостах", наиболее изощренный из которых представлен на боках нефритовой совы из дворца правителей эпохи Шан. Такой "драконий хвост" выступает как " упаковка" неолитической протонаучной традиции, которая "разворачивается" при его построении. Подобный способ организации материала, естественный для дописьменного (раннеписьменного) общества, представляется едва ли не оптимальным для межзвездной коммуникации, предполагающей преодоление кардинальных различий в языках "собеседников". |