В.В.Казютинский
Джордано Бруно и Проблема SETI
В начале 1998 года мы отмечаем 450-летие со дня рождения великого мыслителя
Дж.Бруно (точная дата, к сожалению, неизвестна). Энергично выступая против
аристотелевской системы мира, он создал "философию рассвета", основанную на
идеях единства и бесконечности саморазвивающейся Вселенной, множественности
миров во Вселенной и в этом контексте - множественности обитаемых миров.
Эти идеи Бруно по справедливости могут рассматриваться как исток философских
оснований проблемы SETI. Бруно, однако, выступал против контактов между
космическими цивилизациями; выдвигавшиеся им мотивы предвосхищают некоторые
современные версии "космического изоляционизма".
Многие сведения о Бруно, которыми располагает "среднестатистический"
астроном, не вполне точны и нуждаются в корректировке. Например, в курсах
истории астрономии Бруно часто выступает преимущественно "защитником
и пропагандистом" системы Коперника, а также концепции множественности
обитаемых миров. Считается, что за названные "ереси" он, собственно
говоря, и был сожжен на костре инквизиции. Но это - не более, чем
затемняющая суть дела полуправда.
- Бруно не был астрономом и детали движений планет, математически
описываемых сложной системой деферентов и эпициклов (по Птолемею ли,
или по Копернику) его не очень интересовали. Более того, Бруно даже
упрекал Коперника за то, что он будто бы математику знает лучше, чем
природу. В диалоге "Пир на пепле" Теофил, излагающий точку зрения
Бруно, говорит, что ему "кажется недостаточным" то, что утверждали о движении
Земли Коперник и его античные предшественники, а также Николай Кузанский.
"Потому что ноланец устанавливает это на других, собственных и более
прочных принципах, которые опираются не на веру и авторитеты, но на живое
чувство и рассуждение." [1, с.96].
Конечно, в философских основаниях системы Коперника и философии Бруно
прослеживается много общих моментов. Оба они испытали сильное влияние
пифагорейско-платоновских идей. Оба не смогли вполне преодолеть философию
и физику Аристотеля, несмотря на то, что Бруно считал их главной
мишенью своей ожесточенной критики и для ее обличения применял только
самые энергичные выражения. Оба, хотя и в совершенно разной степени,
отдали дань атомистической традиции - у Бруно она занимает очень
видное место. Принципиальные различия между ними подчеркиваются
заметным воздействием, которое оказали на Бруно эзотерические,
магико-герметические традиции. Современные историки философии (Ф.Иейтс,
Дж.Реале и Д.Антисери) считают, что Бруно возвращал возрожденческую
магию к ее языческим истокам, говорят о его "египтянстве". Все это
совершенно чуждо Копернику.
Коперниканская система была важна для Бруно потому, что выступала
альтернативой системе замкнутого и конечного мира Аристотеля. Но,
считает А.Х. Горфункель, "Бруно отбросил уже не только геоцентрическую,
но и гелиоцентрическую систему", так как он разделял идею Николая
Кузанского, что бесконечная Вселенная не имеет никакого центра [2, с.111].
Это справедливо, но с одним важным для астрономов, уточнением:
бесконечное множество миров построено у Бруно по схеме, повторяющей мир
Коперника, то есть экстраполирующей коперниканскую схему на каждый из них.
- Основное для Бруно - не физико-астрономический, а метафизический
образ мира. Ключевыми понятиями его философии были Единое (которое есть
одновременно и причина бытия и само бытие), Бог (понимаемый метафорически и
совпадающий у Бруно с природой), Душа мира (внутренняя способность материи
к образованию форм), бесконечность, множественность миров во Вселенной,
атомы и монады, совпадение противоположностей и др. Это "философия рассвета"
очевидным образом выходила далеко за рамки коперниканства. Она содержала
потенции, послужившие в дальнейшем "строительными лесами" формирования
ряда фундаментальных научных идей и принципов: классических (атомное
строение вещества, многочисленность звездных миров, бесконечная протяженность
Вселенной в пространстве и времени), неклассических (относительность
времени: оно "течет быстрее на тех телах, которые движутся быстрее" и др.),
постнеклассических (интерпретация множественности миров как многочисленность
других вселенных - поразительная по своей глубине аналогия, существование
других планетных систем, процессы самоорганизации и глобального эволюционизма,
множественность космических цивилизаций в контексте SETI и др.). Бруно
обосновал сквозной принцип науки - единообразия, однородности Вселенной,
который часто приписывают Копернику. Многие космологические идеи Бруно
перекликаются с космической философией К.Э.Циолковского.
- Тот, кто, ориентируясь на краткие изложения идей Бруно в учебниках
истории и астрономии, ожидал бы чуть ли не на каждой странице встретить у него
рассуждения об обитателях других миров, оказывается в полном недоумении.
Соответствующие тексты у Бруно не так уж многочисленны, их приходится
специально выискивать. Основное внимание Бруно уделял альтернативной
Аристотелю идее множественности миров. Множественность обитаемых миров
вытекала отсюда как одно из следствий. Конечно, в его сочинениях неоднократно
высказывается
мысль, выраженная следующими, например, словами: "... разумному и живому уму
невозможно вообразить себе, чтобы все эти бесчисленные миры, которые
столь же великолепны, как наш, или даже лучше его, были лишены обитателей,
подобных нашим или даже лучших ..." [1, с.385-386]. Но важно иметь в виду,
что эта мысль выражена лишь в самой общей форме и не находит у Бруно
той же степени разработки, как идея множественности звездных миров,
которая действительно аргументируется очень обстоятельно.
- Довольно немногочисленны и скупы высказывания Бруно о самих обитателях
других миров. На одном из допросов он говорил следующее: "Что же
касается людей, то есть разумных созданий, являющихся подобно нам,
телесными существами, то я предоставляю судить об этом тем, кто
хочет так их называть. Однако, следует полагать, что там имеются
разумные животные". Кроме того, он считал для себя допустимым "мнение,
что в этих мирах имеются разумные существа, живые и бессмертные, которых
вследствие этого следует называть скорее ангелами, чем людьми".
Ссылаясь на философов-неоплатоников и христианских богословов, воспринявших
неоплатонизм, Бруно определял их "как разумных бессмертных существ,
в высшей степени отличающихся от нас, людей". Тем не менее: "Не исключено,
что они питаются подобно животным, едят и пьют соответственно их природе
образом, но если они не умирают, то наверняка и не размножаются" [3, с.375].
Идея бессмертия обитателей космоса получила дальнейшее развитие в
русском космизме.
Слова Бруно явно выражают его стремление защититься от обвинения в ереси,
поскольку христианство того времени признавало лишь возможность, что
небо населено ангелами, но отнюдь не подобными нам людьми. Составитель
"Краткого изложения" следственного дела Бруно не воспринял этих тонкостей и
записал: "Также считает, что - существует множество миров
, множество
солнц, в которых с необходимостью имеются вещи подобные в роде и виде тем,
что имеются в этом мире, и даже люди, как сказано выше в длинном отступлении"
[3, с.403]. Несмотря на крайнюю сжатость этих идей Бруно, именно они в
существенно модернизированной форме были особо выделены и закреплены
социокультурными механизмами. До сих пор они оказывают значительно большее
влияние на многие феномены культуры (включая проблему SETI), чем основное
содержание "философии рассвета".
- Неожиданным образом Бруно негативно оценивал возможность контактов
между обитателями различных миров. Об этом идет речь в десятом аргументе
из его диалога "О бесконечности, Вселенной и мирах".
Создав много миров, говорит перипатетик Альбертин, "боги поступили бы
нехорошо, не давая возможность обитателям различных миров поддерживать
взаимоотношения". Предполагается, что боги не должны были бы поступать
подобным образом, и следовательно, обитателей других миров нет, как
нет и самих этих миров (любопытно, что этот аргумент в какой-то степени
предвосхищает некоторые из современных вариантов разрешения
астросоциологического парадокса: наше человечество - единственное во
Вселенной). Но вот что отвечает ему Филотей, выражающий позицию Бруно:
"... опыт подсказывает нам, что для обитателей этого мира оказалось лучше
всего то, что природа разделила различные народы морями и горами; и когда
благодаря человеческому искусству было установленно между ними общение, то
это оказалось скорее злом, чем благом, так как благодаря этому пороки
увеличились гораздо больше, чем добродетели" [1,с.445]. Бруно выдвигает,
таким образом, вполне геоцентрический аргумент против контакта
космических цивилизаций, основанный на печальном опыте колонизации Америки,
начатой еще во времена Колумба. Этот аргумент он экстраполирует на Вселенную.
В отличие от оптимистических взглядов большинства специалистов в области
SETI, он явно полагал, что ничего хорошего от контактов ждать не следует.
- Есть много оснований считать, что Бруно был сожжен вовсе не только за
свои философские идеи (включая идею множественности обитаемых миров),
хотя и они, конечно, сыграли свою роль, а за то, что инквизиция
рассматривала как богохульство. Согласно следственному делу,
Бруно нелестно отзывался о католической вере,
осуждал ее служителей, сомневался в девстве Богоматери, еретически
интерпретировал Троицу, якобы считал Христа и апостолов магами и грешниками,
называл почитание святых образов идолопоклонством и т.д. В этом потоке
богохульств не занимают центрального места, да и выглядят довольно скромно
обвинения в защите идей вечности Вселенной и бесконечной множественности
миров. Бруно был явно сожжен за более тяжкие "ереси".
- Мы ценим Джордано Бруно как замечательного мыслителя, который страстно
протестовал против догматического сознания, схоластики, всяческих предрассудков,
против подавления свободной мысли идеологическими факторами. Бруно
проповедовал культ человеческого разума и создал концепцию "героического
энтузиазма", открывающего для человеческой личности новые перспективы.
Многие из идей его философии удивительно созвучны парадигмам
постнеклассической науки.
Литература
- Бруно Дж., Диалоги, М., 1949.
- Горфункель А.Х., Джордано Бруно, М., 1965.
- Джордано Бруно перед судом инквизиции // Вопросы истории
религии и атеизма, Вып.6, М., 1958.
|