"Песня" Быстрого Барстера.

Киселев Егор

Ученик 8 класса школы N1112 г.Москвы,
Член астрономического кружка Отдела Астрономии и Космонавтики МГДТДиЮ.

 

Передо мной в педагогом Л. Н. Филипповой была поставлена интересная задача: переложить излучение рентгеновского источника MXB 1730-335 - Быстрого Барстера, находящегося в созвездии Скорпион, на музыку. Я решил попробовать через музыку отразить изменения высот пиков амплитуды на графиках наблюдений этого источника. Следует отметить, что по данным исследований ученых, рентгеновское излучение Быстрого Барстера имеет ряд загадочных особенностей, которые позволяют гипотетически рассматривать его как Космический Субъект, являющийся экзотической формой существования внеземного интеллекта. По гипотезе В. А. Лефевра эти космические существа могут походить на нас своими глубокими переживаниями, о чем может свидетельствовать музыкальность переменного излучения в рентгеновском диапазоне.

Первый этап работы.

Мелодия первичного варианта состоит из двух мотивов. Были сопоставлены высота пика и высота звука звукоряда. Измерения записей источника проводились с точностью приблизительно один миллиметр. При этом музыка местами была обработана под земную логику , затем чтобы мелодия укладывалась в систему привычных нам мажора и минора. К примеру, седьмой и восьмой такты были добавлены для того, чтобы привести первый мотив к тонике.

Ритм определяется приблизительно расстоянием между пиками. Ритм тоже несколько обработан под человеческое восприятие для формирования ритмически ровных тактов. В пятом такте есть две восьмые, которые при соблюдении масштаба не сыграл бы самый беглый виртуоз. Размер четыре четверти диктуется распределением ударений, зависящих от ритма.

Хотелось бы заметить, что первая нота музыкального произведения Быстрого Барстера длиться где-то 53сек. Это указывает на разницу между жизненным темпом Быстрого Барстера и жизненным темпом людей. Поэтому в моем изложении музыка звучит значительно быстрее.

Тональность выбрана произвольно, так как от нее мелодия не зависит. Высоту первого пика я принял за ноту ми второй октавы, высота третьего пика принимается за ноту ре второй октавы, разность между высотами первого и третьего пика - тон, полразницы полутон. Между первым и вторым пиком полторы разницы, значит это нота соль второй октавы и т.д.

Первый мотив был написан на основе первых двенадцати минут наблюдения в 20:43 20.04.1977г. Первый мотив - первые восемь тактов мелодии.

Второй мотив написан по графику первых трех минут наблюдений в 07:57 21.04.1977г.

(Ниже даны образцы вспышечной активности MXB 1730-335, взятые из статьи N. E. White and K. O. Mason, G. F. Carpenter and G. K. Skinner he variability of MXB 1730-335" Mon. Not. R. astr. Soc. (1978) 184, Short Communication, 1P-10P. Желтым цветом выделены участки, перевед нные в музыку на втором - более точном этапе работы. Значком "x" на красном фоне указан пик, высота которого была принята за максимальную амплитуду.

На графике он занимает меньший промежуток времени, нежели первый мотив, хотя в музыкальном произведении звучит же времени, сколько и первый.

Результаты первого этапа (менее тонкая обработка) представлены в виде следующей мелодии.


Прослушать MIDI запись

Четырнадцатый, пятнадцатый и шестнадцатый такты созданы так же для приведения мелодии к тонике, то есть к логическому концу.

Второй этап работы.

При обсуждении первого этапа работы на семинаре SETI в ГАИШ (декабрь 1999),мне посоветовали измерить высоты пиков и расстояния между ними с большей точностью. Полученные результаты о высоте пиков выразить в долях максимальной амплитуды.

За максимальную амплитуду была взята высота пика вспышки, зафиксированной 21.04.1977г. в 11:11. Я поделил е на 7 долей, так как высота пика в масштабе данного графика равна 7мм. Вот как выглядит первый мотив в седьмых долях максимальной амплитуды: ; 5; 3; 3.5; 3.5; 4; 3; 3.5; 5; 3; 4; 3.5; 4; 3; 4.5; 2.5; 2; 3; 2; 3.5; 3; 4; 3; 3.5; 4; 3; 4; 3; 3; 5; 5; 3.5 Пик высотой в 4/7 доли максимальной амплитуды принимается за ноту ми второй октавы. Разница между высотами пиков в 1/7 долю максимальной амплитуды принимается за тон, а в 1/14 доли максимальной амплитуды - за полутон.

Разбер мся с ритмом.

Я решил не вводить никаких ритмических ограничений и писать вс как есть: 1min на графике 1cм, так как 1 min=60c , следовательно ,1мм 6c. Ноты, которые длятся приблизительно около 144s - целые, 72s - половинки, 36s - четверти, 18s - восьмушки, 12s - шестнадцатые, 4s - тридцать вторые, 2s - форшлаг - украшение, не имеющее длительности.

Получилась музыка.

Почему она совсем не похожа на ту мелодию первичного варианта?

Дело в том, что при более точных измерениях некоторые ноты были немного исправлены. Несущественные различия в тон, а особенно в полутон придают музыке совершено другую окраску и характер.

Таким образом, я переложил на музыку по более точным вычислениям первый и второй мотивы, а также ещ и строчку наблюдений с 22:20 20.04.1977.

Сравнение "музыки" Быстрого Барстера с произведениями древнего фольклорного жанра

Итак, при первоначальной работе над графиком сигналов Быстрого Барстера измерения амплитуды проводились достаточно грубо, а музыке намеренно придавалась земная логика . Это, как при переводе с одного языка на другой. Мы часто понимаем какую-то фразу, которую невозможно перевести дословно. Удивление слушателей вызывает явный фольклорный характер этой переведенной музыки. Обнаруживается сходство с русским фольклором.

На втором этапе работы, произведя более точные измерения амплитуды и, освободив мелодию от всяких ритмических и мелодических ограничений, я услышал произведения древнего фольклорного жанра. Здесь нет привычных нашему уху мажора и минора, а звучат, скорее, лидийский, фригийский, локрийский лады или их комбинация - система ладов, лежащих в основе древнего фольклора.

Во втором мотиве, в конце I фразы звучат три залигованных целых ноты. Подобные долгие длительности часто встречаются в конце фраз многих фольклорных музыкальных произвидений. Как и все фольклорные мелодии, песня Быстрого Барстера обладает узким диапазоном. Самая высокая нота мелодии - си бемоль II октавы, а самая низкая - до II октавы

По характеру музыка, полученная на втором этапе работы, также напоминает фольклор. Русская народная песня "Звенят звоны" напоминает песню Быстрого Барстера. В ней так же слышен ломанный и колкий ритм.

Вот еще один пример - украинская народная песня написанная в лидийском ладу.

Из приведенных мной сдесь примеров самый яркий - марийская народная песня.

Похоже звучат шаманские камлания, восточные напевы и древнеиндийские раги.

Возможно, эта тема требует более подробного изучения.


Модель "Быстрого Барстера"
рисунок автора