МЕСТО ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ: ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВТенякова О.М., доцент кафедры философии и права Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина Главная задача преподавания философии в вузе – это формирование у студентов целостного мировоззрения, культуры мышления и способности самостоятельно ориентироваться во всём разнообразии явлений современной жизни. Нужно признать, что традиционные методы чтения лекций и проведения семинаров не всегда позволяют преподавателю выяснить, насколько развиты у студентов творческое мышление и интерес к познанию окружающего мира. В данном случае, одним из наиболее эффективных методов, по мнению автора, является проведение небольших письменных творческих работ — мини-сочинений, где в качестве темы предлагаются актуальные вопросы из разных областей современной науки и культуры. Одна из самых интересных тем для подобной работы — «Место человека во Вселенной», поскольку её можно назвать синтезом жизненной философии, предельным обобщением всех знаний и представлений о мироздании. 146-ти второкурсникам МГАУ им. В.П. Горячкина (факультет «Технический сервис в агропромышленном комплексе») была предоставлена свобода выбрать любой аспект этой предельно широкой темы. Итак, что думают о смысле существования человечества во Вселенной творцы нашего завтра? 1. Что такое «человек», «Вселенная», «место»? Постановкой этих вопросов начинаются почти все студенческие работы. При этом многие студенты сходятся в одном: человек — это уникальное существо, отличающееся от всего сущего такими качествами, как сознание, разум, совесть, способность ставить перед собой осмысленные цели. Попадаются и более абстрактные определения: «Человек — самое загадочное существо на нашей планете: он и создатель, и разрушитель»; «человек — душа, живущая вечно». Однако, если рассматривать единичного человека, то он не может повлиять на процессы, происходящие во Вселенной, поэтому «человека в данном вопросе следует уравнять с человечеством». Вселенная, в представлении студентов, — это безграничное пространство, которое несёт в себе тайны, которые мы никогда не узнаем, «нечто необъяснимое, красивое и живое», и, хотя не у всех имеется правильное представление о масштабах Вселенной (некоторые отождествяют её с Солнечной системой), для большинства сочинений характерно следующее отношение к её загадкам: «С нашим повседневным миром трудно осознать бесконечность Вселенной, мы привыкли к тому, что всё имеет начало и конец. Можно даже сказать, что всё материальное имеет начало и конец. Тогда получается, что Вселенная нематериальна? Эти вопросы очень сложны». Не менее затруднительным оказался и вопрос о том, что понимать под «местом» человечества в этом безграничном пространстве. С одной стороны, сравнивать человека и Вселенную как физические объекты невозможно: «Я уверен, что Вселенная настолько велика и многообразна, что человечеством можно пренебречь. А место, которое мы занимаем — временно, для нас это миллиарды лет, для Вселенной — миг». В то же время, «Вселенная — это театр, в котором каждое существо играет свою, на его взгляд, важную и главную роль», причём роль эту определяет сам человек. «Каждый человек на нашей планете Земля рождён ради какой-то определённой цели, дела или поступка. Каждый из нас должен совершить что-то очень хорошее, что пойдёт на развитие мира или необходимо другим людям». К тому же, в самом человеке существует бескрайний духовный мир, поэтому «место человека во Вселенной есть вселенная внутреннего мира человека». Многие объединяют понятия «мир» и «Вселенная»: «Вопрос звучит, как место человека во Вселенной, а я пишу о месте человека в мире. Это то же самое, что и место человека в мире, на Земле», «Каждый человек имеет своё значение во Вселенной — это и является его местом в мире». 2. Спектр смежных мировоззренческих вопросов. Данная тема сочинения не только, по признаниям студентов, «заводит в тупик» и ведёт к бесконечным спорам, но и порождает размышления по целому ряду других глубоких философских вопросов. Что я значу для Вселенной? И что значит она для меня? Какое место я занимаю в обществе, в своей собственной Вселенной? Какой смысл жизни у человека, к чему ему стремиться? Откуда произошёл человек? Чем он отличается от других живых существ? Что такое разум? Является ли Вселенная бесконечной? Чем она заканчивается, есть ли у неё границы, можно ли их преодолеть? Один ли человек во Вселенной, есть ли ещё в космосе живые разумные существа? Есть ли жизнь, непохожая на нашу? Существует ли другой разум, другое мышление, мировоззрение? «Рассуждение абсолютно спонтанно и нелогично ведёт к мыслям о многих других не менее загадочных для человека вопросах: что такое жизнь, смерть, любовь, радость, или даже что такое совпадение, везение… по моему личному мнению, человеку никогда не удастся дать ответы на эти вопросы, в том числе и о взаимосвязи их со Вселенной, а я уверен, что взаимосвязь здесь огромная». По мнению многих студентов, что-то сказать на эту тему можно будет тогда, когда Вселенную исследуют хотя бы на 70%, когда будет доказано и изучено существование инопланетного разума, когда человек «всё-таки разберётся с вопросом своего происхождения». Но студенческие прогнозы в этом отношении пессимистичны: ещё не одна тысяча лет пройдёт, когда человек действительно разберётся в этих вопросах. Так или иначе, тема места человека в Универсуме является одной из вечных, а следовательно, рассуждения о ней бесконечны, — «может, это и есть тот вопрос, на который не надо знать ответа...». 3. Проблема внеземных цивилизаций. В 75-ти % работ студенты связывают предложенную тему с проблемой существования жизни и разума во Вселенной, а также с аномальными явлениями (НЛО, Бермудский треугольник и т. п.), причём в подавляющем большинстве случаев звучит утверждение: мы не одиноки во Вселенной. Нужно отметить, что сознание студентов в значительной степени мифологизировано; вероятно, под воздействием современных фантастических кинофильмов («Хроники Риддика» и др.), а также многочисленных фильмов о палеоконтактах появляются следующие рассуждения: «У нас есть в глобальном смысле хозяева — некая раса, которая тысячелетиями нас испытывала и испытывает до сих пор. Возможно, рай и его противоположность — это противоборство двух рас, которые могут состоять из многих галактик», «…в скором времени мы узнаем об инопланетном разуме, который человек представляет как своего врага, главного агрессора планеты», «Земля — это большой заповедник, за которым ведётся наблюдение и где дана возможность беспрепятственного саморазвития. Те существа, которые наблюдают за нами, изредка нас навещают, просто раньше это было незаметно, а сейчас человек более развит, поэтому и замечает появление чужаков. Возможно, эти существа подселяют новые виды живых существ, регулируют численность оставшихся, дабы посмотреть, какой вид более приспособлен к изменению, быстрее адаптируется, — наверное, хотят вырастить что-то идеальное. Затем они прилетают и исследуют результаты эксперимента. Пока что в этом опыте человек занимает лидирующие позиции, он является более приспособленным к жизни... Да, человек — это хозяин на Земле, но никак ни за её пределами». Вызывает интерес то, что потенциальные внеземные цивилизации студенты оценивают как более разумные, развитые и совершенные, превосходящие земную не только «в научном плане, но и в биологической цепи», даже несмотря на то, что они могут быть «сгустками энергии, невидимыми нашими глазами». В связи с этим в некоторых работах появляются пессимистичные реплики: «Человек — кукла в руках Высшего разума, и что будет дальше, человечеству знать не дано». 4. Место человека во Вселенной с религиозной точки зрения. С предыдущим аспектом тесно связана в студенческом представлении тема Создателя Вселенной и человека. Студенты, которые верят в божественное происхождение мира, полагают, что религия сильно влияет на людей, они боятся гнева Божьего, и этот факт показывает, что человек опять-таки не вершина Вселенной. В любой религии Бог является высшим существом во Вселенной, потому что Бог есть начало начал: «Он сотворил мир и людей, значит Бог — главный». К тому же, мы не одни во Вселенной, поскольку, если есть Творец мира, то он сотворил не только нас. И в то же время, по мнению верующих студентов, человек создан по образу и подобию Божию и, если следовать этому утверждению, то человек должен быть максимально приближен к чему-то самому совершенному, к Богу. Следовательно, он должен занимать лидирующее положение в мире и во всей Вселенной (после Бога, который является совершенным во всех отношениях). Исходя из религиозных учений, это утверждение наиболее справедливо, так как только человек имеет духовную оболочку (душу) и способность к разумной деятельности. Однако и среди религиозных студентов нет единогласия по этому неоднозначному вопросу: «Я могу сравнить человека с Богом, он всемогущ», — подобному тезису, обозначенному в некоторых работах, можно противопоставить другой: вера в Бога помогает человеку в преобразовании мира, но, не имея права нарушать заповеди Бога (тождественные законам Вселенной), он всё же является, по сути, разрушителем мира. Человек благодаря Богу стал творцом самого себя и своей судьбы, но он «стремится подчинить себе весь мир — зачем?..» С точки зрения религиозных студентов, если Бог дал человеку именно здесь жизнь, то и место человека — планета Земля. Но, учитывая возможность того, что во Вселенной, помимо человека, есть ещё другие созданные Богом существа, то человек лишь один из многих разумных организмов, а значит, пока неизвестно, каково его положение на этой «лестнице». 5. Значение человека как микрокосма в макрокосме. Многие студенты, понимая, что роль нашей планеты в беспредельном космосе менее важна, чем роль песчинки в пустыне, пишут: «Место человека кажется столь незначительным и бесполезным…». В любой момент Вселенная может прекратить наше существование, а человек — лишь микроэлемент в её составе — никогда не будет действительно влиять на её эволюцию, но у него есть возможность познавать Универсум. По мнению студентов, можно предположить, что человеческие существа — это просто скопление песчинок «одушевлённой космической пыли», и всё-таки нельзя поверить, что наше существование в этом мире — это лишь причуда судьбы, историческая случайность, произвольный всплеск в грандиозной космической драме, ведь «без человека Вселенная была бы пустой». В одной из работ прозвучало даже своеобразное понимание космологического антропного принципа: «Когда мы смотрим на Вселенную и видим, как много случайных физических и астрономических явлений работает на нас, то создаётся ощущение, что Вселенная в каком-то смысле знала, что мы должны в ней появиться». Наше сознание — как маленькая Вселенная, такое же таинственное и бесконечное, а при изучении космоса человек познаёт не только окружающее его пространство, но и самого себя: «Сегодня мы понимаем, что наша роль в жизни ничтожно мала не только во Вселенной, но даже и на родной планете. Временные рамки жизни человека не позволяют ему совершить что-то значительное. Его жизни не хватит, чтобы долететь до других планет. Однако человек стремится к большему, а новые знания дают нам возможности к дальнейшему развитию, улучшению своего положения на Земле. И, хотя жизнь человека слишком мала для познания Вселенной, он шаг за шагом, передавая свои знания следующим поколениям, постигает масштабы Вселенной и находит в ней своё место». Действительно, с развитием науки возрастает и значимость человека в космосе: пока что мы — только наблюдатели во Вселенной и ничего не можем изменить, а «что будет лет через сто, неизвестно». Наука движется вперёд и остаётся только ждать новых открытий, но, в то же время, когда человеку захочется что-то изменить в космосе, «нужно быть очень осторожным или не делать этого вообще — нас предостерегает много опасностей, о которых мы ничего не знаем». 6. Проблема сохранения окружающей среды. Когда студенты касаются глобальной экологической проблемы, их высказывания поражают своим крайним пессимизмом: «Человек — это существо, которое само себя убивает, и если бы он влиял на Вселенную, то давно бы настал конец всему», «человечество что ни создаёт, всё идёт во вред», «люди только всё портят, загрязняют, умертвляют; думаю, лучше бы человека не было на этой планете, или хотя бы он был на уровне всех млекопитающих», «природа, создав человека, совершила самую большую ошибку за существование планеты Земля»... Студенты понимают, что роль человечества в биосфере растёт с каждым днём, но его деятельность во многом противоестественна и это может привести к катастрофе и самоуничтожению; однако почти никто из них не задал вопроса: а что я делаю для сохранения природы, могу ли я внести свой посильный вклад в её защиту? В то же время, вселяет надежду хотя бы осознание второкурсниками того факта, что «космос заключает в себе огромную силу и энергию, и при попытке повлиять на него можно получить реакцию в обратную сторону… Нам нужно научиться правильно жить, и, может быть, тогда мы узнаем наше предназначение и место». 7. Наивный антропоцентризм и осознание взаимозависимости человека и Вселенной. Парадоксальным выводом из сочинений можно считать то, что, несмотря на вышеприведённые цитаты, большинство (около 70-ти %) студентов не скупятся на похвалы человеку; в их представлении он занимает «лидирующее», «самое главное», «наивысшее», «ведущее», «первое», «центральное» место в Универсуме: «Человек — вершина творения», «он уже практически управляет Вселенной», «нам нет равных», «мы выше всей Вселенной». Возможным объяснением этого парадокса может послужить природная двойственность и противоречивость человека, амбивалентность его мыслей и чувств. Помимо этого, большинство студентов не обладает целостным мировоззрением, а лишь пользуется фрагментарно, схематично усвоенными знаниями гуманитарных и естественных наук, и это только доказывает значение и необходимость курса философии в вузе. И всё же студенты приходят к выводу о том, что человек и Универсум — одно целое, что они тесно взаимосвязаны и на духовном, и на материальном уровне: «Во Вселенной существует баланс, и человечество необходимо для его поддержания». Человек — неотъемлемая часть мироздания, но он так и не сможет до конца изучить и понять Вселенную, поскольку она «рождается и умирает» вместе с человеком. В целом же, студенты с грустью отмечают: «Как слабы познания человека о таком большом и неизведанном, как космос! Размышляя на эти темы, все земные проблемы и задачи, которые выполяет человек в процессе жизни, кажутся очень незначительными и вновь напоминают о масштабе Вселенной…». Одно из сочинений заканчивалось следующими словами: «Земля с обитающими на ней жителями уникальна и неповторима. Порой человек даже и не задумывается, как она многообразна, как интересен и своеобразен каждый уголок этой планеты». По мнению автора, нужно чаще предлагать студентам подобные темы для размышлений: пусть задумываются, — ведь будущее — в их руках. |