[Главная]  [SETI: Поиск Внеземного Разума]

РЕЦЕНЗИЯ. SETI: ПОИСК ВНЕЗЕМНОГО РАЗУМА

В 2004 году я опубликовал в журнале "Земля и  Вселенная" рецензию на книгу Л.М.Гиндилиса "SETI: Поиск Внеземного Разума". Хотя  с момента выхода книги прошло более трех лет, я думаю, что эта рецензия не утратила актуальности. Существенно и то, что в ней довольно подробно рассказывается о самой книге, которую далеко не все интересующиеся  проблемой SETI  смогли прочитать. Кроме того, журнал "Земля и Вселенная"  выходит сейчас, к сожалению, небольшим тиражом и  распространяется только по подписке, в силу  чего он почти не доступен широким кругам потенциальных читателей. Учитывая сказанное, считаю полезным разместить эту рецензию на сайте "RUSSIAN SETI".

Е.П.Левитан

Все о SETI

Недавно почти одновременно вышли в свет две интересные научно-популярные книги – «Вселенная, жизнь, черные дыры» А.М. Черепащука и А.Д. Чернина [1] и «SETI: Поиск Внеземного Разума» (М.: Физматлит, 2004) Л.М. Гиндилиса. В первой из них проблеме SETI уделяется много внимания, а вторая посвящена ей целиком.

Автор книги о SETI не нуждается в представлении: он известный московский астроном, один из самых активных и эрудированных российских SETI-энтузиастов. Читатели журнала «Земля и Вселенная» хорошо знакомы и с самой проблемой SETI, постоянно обсуждаемой на его страницах начиная с первого номера 1965 г. За прошедшие 40 лет в журнале опубликовано под моей редакцией много статей на эту тему[2], большинство которых принадлежат перу Л.М. Гиндилиса.

Книга Л.М. Гиндилиса заявлена как научно-популярная. Но едва ли столь однозначно определяется ее жанр, ибо это еще и добротная научная монография, и (в силу специфики проблемы!) захватывающее почти научно-фантастическое произведение. Давайте убедимся в этом, познакомившись с содержанием ее восьми основных глав. Книга открывается главой «Поиски внеземных цивилизаций», в которой рассматриваются пути обнаружения внеземного разума.

В разных странах проведено уже более 50 экспериментов по поиску сигналов ВЦ. О наиболее важных из них – от проекта «Озма» (Фрэнк Дрейк; США, 1960 г.) до современных – автор рассказывает довольно подробно. Стремительное развитие радиосвязи  и теоретическая возможность осуществления радиосвязи на межзвездных расстояниях побудили профессиональных  радиоастрономов и появившееся сообщество любителей, в их числе и детские коллективы, искать радиосигналы от ВЦ, руководствуясь разрабатываемыми стратегиями поиска (Земля и Вселенная, 2002, № 5). Последние включают как выбор наиболее перспективных радиочастот, так и программы поиска (целевое наблюдение объектов и обзоры неба). Важно, что SETI-исследования органически связаны с фундаментальными радиоастрономическими исследованиями, позволившими открыть «радиовселенную» с ее множеством удивительных дискретных источников в Солнечной системе, Галактике и Метагалактике. Причем настрой на SETI-проблему нередко порождает  сверхбдительность астрономов, подозревающих в искусственности открываемые ими объекты. Классический пример - пульсары (1967 г.). Академик В.Л. Гинзбург находился в то время в Кембридже и был свидетелем страданий английских радиоастрономов, которым показалось, что радиоизлучение пульсара СР 1919 обусловлено деятельностью «зеленых человечков»…[3]

Еще до открытия пульсаров в Москве и далеко за ее пределами произошел памятный многим SETI-бум, связанный с открытием странного изменения потока радиоизлучения от источников СТА-21 и СТА-102 (Г.Б. Шоломицкий, И.С. Шкловский, Н.С. Кардашев; 1964–1965 гг.). Обнаруженную переменность  малосведущие журналисты  громогласно   связали с открытием внеземной цивилизации… Между тем в результате выполнения ряда проектов поиска нашли еще несколько «подозрительных» источников переменного радиоизлучения, природа которого пока не выяснена.

Молчание обитаемой Вселенной в радиодиапазоне заставляет искать альтернативные возможности поиска. Они скрупулезно рассматриваются Л.М. Гиндилисом, который убежден в том, что нельзя упускать из виду ни одной мыслимой (порой   полуфантастической) возможности. Прежде всего, разумеется, рассматриваются другие диапазоны электромагнитных волн (инфракрасный, оптический и рентгеновский) и сравниваются с радиоканалами связи. Пока лишь диапазон электромагнитных волн может быть технически реализован (радиотелескопы, оптические телескопы,  средства внеатмосферной астрономии и т.д.), но которые могут оказаться доступными в обозримом будущем. Ясно, что имеется ввиду появление и развитие гравитационной и нейтринной  астрономии. Кроме того, исследователи SETI хотели бы выйти за пределы действия твердо установленных законов физики и искать наших далеких «братьев по разуму» с помощью каналов связи неизвестной природы («тахионная связь», «экстрасенсорная связь» и т. д.).

В книге Л.М. Гиндилиса анализируются и другие возможности. Это и поиск астроинженерной деятельности, сверхцивилизаций, и контактов между цивилизациями с помощью запускаемых ими зондов (вспомните зонды Брейсуэлла), и различные послания землян (радиопослания, а также документальные послания, которыми были снабжены АМС «Пионер-10/11» и «Вояджеры»), и, наконец, пока еще не осуществимые межзвездные перелеты. Однако даже создание «фотонных  ракет» не решит проблему полетов к далеким звездам. Вселенная так велика, что путешествия в ней с субсветовыми скоростями будут иметь весьма сомнительную ценность, не говоря о практически непреодолимых технических трудностях.  А различные варианты «мгновенного» перемещения в пространстве сегодня представляются фантастическими. Оптимизм SETI-энтузиастов, включая Л.М. Гиндилиса, в значительной мере основывается на том, что совсем недавно фантастическими казались осуществляемые сегодня полеты в космос…

Читателя, осилившего насыщенную информацией первую главу книги, может удивить  встреча со второй – «Вселенная вокруг нас». Ведь это, по сути дела, самостоятельная хорошая книга о строении и эволюции Вселенной. С такого обзора целесообразнее, пожалуй, было бы начать монографию о проблемах SETI. В этом случае композиция книги стала бы стройней (но и традиционней!). Наиболее интересны заключительные параграфы второй главы («Первичный импульс», «Образование структуры Вселенной», «Будущее Вселенной» и «Беспредельный Космос»),  они содержат не только современные космологические представления  и сведения о структуре физического знания («тетраэдр физических теорий»), но и философские рассуждения о том, что могло предшествовать «появлению» физического вакуума. Автору книги явно симпатизируют идеи о  вечно юной Вселенной и безграничности процесса познания, который лишь вступит в новую фазу после построения будущей теории Суперобъединения. Замечу, что через эту главу, как, впрочем, и через всю книгу, красной нитью  проходит мысль о почти мистической связи между результатами, полученными современной космологией, с древними мифами и более поздними эзотерическими учениями. Об этом напоминают многие эпиграфы, отдельные замечания в тексте и приводимые сопоставления (иногда со ссылкой на А.А. Фридмана). Так, полагая, что индусские «сутры  Брахмы» ( 8.64 млрд. наших лет) близки к длительности фридмановского расширения Вселенной, можно получить весьма близкую к современной величину параметра Хаббла (!?)… Упоминается, конечно, и о том, что не только в индусской мифологии и философии, но и в древнегреческой философии (Гераклит Эфесский, VI в. до н.э.) и в трудах христианских богословов (Ориген, Александрия, III в. ) развивались представления о периодическом процессе возникновения, уничтожения и возрождения Вселенной. Например, в индусской «манифестации» Вселенной активные процессы  (Манвантара) чередовались с пассивными (Пралайями), образуя циклы, длительность которых достигала сотен тысяч миллиардов лет (с. 258). Меня подобные параллели не очень впечатляют, хотя все это интересно, как, впрочем, увлекательны и разные мифы, и поразительные чудеса. Однако из мифологии и веры в чудеса родились все-таки различные религии, а не наука!..

В небольшой третьей главе, «Человек и Вселенная»,  речь идет о месте Человека во Вселенной и взаимосвязи Человека со Вселенной. Главное здесь – критический анализ антропного принципа (АП) и доказательство того, что АП не возврат к антропоцентрическому принципу, который  был присущ докоперниканскому мировоззрению и последовательно вытеснялся из сознания людей гелиоцентризмом, галактоцентризмом, а в последнее время и «метагалактоцентризмом» (ведь теперь можно говорить об «ансамбле Вселенных»). Автор книги наглядно поясняет шкалу масштабов и шкалу времени, рассказывает о «тонкой подстройке»   микро- и мегамира к возможности существования человека в нашей Вселенной, ведет мысль читателя к границам познанного, обсуждает проблему обитаемости систем самых разных масштабов, в которых только могут существовать Жизнь и Разум. Игра ума не знает предела: чего стоят, например, гипотезы об искусственной природе расширения Вселенной или рассуждения о «Конструкторе» (Космический Разум? Творец? Природа?..) с его глубоко продуманными планами… Не слишком ли мы горячимся и торопимся? Не являются ли подобные суперсмелые  (они же – «безумные» и «сумасшедшие») идеи лишь проявлением отчаяния современного научного сообщества, которое, познав многое, еще не пришло к очередной  (четвертой?) революции в науке о Вселенной?.. Не будем забывать, что наша цивилизация слишком молода, а на все предшествующие научные революции ей, в сущности, потребовалось не так уж много времени. Ведь все-таки, как свидетельствует история астрономии, не «тайная мудрость», заключенная в трудах предков, а иногда даже и не гениальные догадки ученых, привели к современной картине строения и эволюции Вселенной.

«Множественность обитаемых миров» – название четвертой главы книги. Ее открывает параграф «От античности до наших дней», это не только экскурс в историю проблемы, но и сопоставление различных религиозно-философических воззрений прошлого с ультрасовременными представлениями физиков и космологов, а также обсуждение проблемы множественности и уникальности цивилизаций в Космосе. И здесь Л.М. Гиндилис отмечает, что ему «трудно отделаться от впечатления, что мыслители древности знали гораздо больше, чем мы думаем, судя по обрывкам их знаний (часто  в чужом изложении), которые дошли до наших дней» (с. 336). Далее читатель погружается в мир молекулярной биологии, что дает ему возможность ощутить сложную и пока еще загадочную природу жизни. Замечу, что пространные биологические экскурсы становятся, можно сказать, «традиционной» составной частью научно-популярных книг о SETI (вспомните широко известную книгу И.С. Шкловского « Вселенная, жизнь, разум» или упомянутую выше книгу А.М. Черепащука и А.Д. Чернина). Л.М. Гиндилис рассуждает не столько о том, «что такое жизнь», сколько подробно рассматривает земную жизнь, характеризуя ее как белково-нуклеиновую и водно-углеродную. Особое внимание уделяется клетке, представляющей собой «не только миниатюрную биохимическую фабрику, но и сложнейшую электрическую машину» (с. 353), и тому, как информация, управляющая ее жизнедеятельностью, записывается в генах. К числу особенностей земной жизни автор относит ее полное единство на молекулярном уровне, пространственную асимметрию молекул, обмен (вещества, энергии и информации). Л.М. Гиндилис отмечает, что так как атомы, из которых состоит тело человека не стареют и не болеют (они обновляются полностью за семь лет), то стареет не материя, а «структура организма – то, что заставляет все эти атомы работать согласованно» (с. 363). И поскольку «жизнь олицетворяет созидательную функцию Природы», «антиэнтропийная»  функция может составлять ее главную сущность (с. 364) [4].

Как известно, по вопросу о происхождении жизни на Земле есть две основные гипотезы (направленная панспермия и химическая эволюция на первобытной Земле). Л.М. Гиндилис их обсуждает подробно и объективно, справедливо заключая, что «несмотря на, казалось бы, большие успехи, наука пока еще далека от понимания процессов происхождения жизни» (с. 376). О жизни за пределами Земли мы сейчас ничего не знаем, а потому вольны рассуждать о других, неведомых нам формах жизни («неуглеродная», включая, конечно, «кремневую», а далее вообще сплошная экзотика – живые системы, основанные на высокотемпературной сверхпроводимости; жизнь на уровне элементарных частиц; «ядерная жизнь»; «полевые» и  «лучистые» формы; «зоофиты» или, например, «воздушные существа» в атмосфере Юпитера и т.д.). Столь общий подход психологически подготавливает читателя к восприятию идей о возможном существовании «жизни» (от простейшей до разумной) как в пределах Солнечной системы (Титан, Европа и т.д.), так и в межзвездной среде и даже на отдаленных «странных» внегалактических объектах. Учитывая это, а также уяснив практически беспредельные адаптационные возможности различных форм жизни, читатель вероятно поверит, что, пожалуй, лишь в финальных стадиях развития нашей Вселенной (при вариантах открытой и закрытой ее модели) жизнь существовать не может.

Однако для проблемы SETI первостепенный интерес представляет обнаружение не просто жизни, а коммуникативных  цивилизаций (или цивилизации?) во Вселенной. В этом плане обнадеживающим стало открытие экзопланет и их систем у звезд и некоторых пульсаров. Пока их число немногим превышает первую сотню, но, по оценкам (А.В. Тутуков), общее число планетных систем в Галактике порядка 1011 (с. 417)! Что касается нижнего предела числа цивилизаций в Галактике, то для его оценки Л.М. Гиндилис знакомит читателя с методикой  наиболее корректного применения формулы Дрейка (в ее обычном и «обобщенном» виде). Это число на несколько порядков меньше общего числа вероятно имеющихся планет (что весьма оптимистично, хотя нельзя забывать о возможной уникальности нашей цивилизации!).

Похоже, что SETI-энтузиасты не сомневаются в существовании множества ВЦ, а потому серьезно обсуждают проблему, именуемую «Эволюция космических цивилизаций» (пятая глава). Л.М. Гиндилис излагает  существующие точки зрения о самом понятии «космическая цивилизация» (КЦ) и возможные пути эволюции КЦ. Глава, наверняка, не оставит читателя равнодушным, но может несколько озадачить того, кто слышит об этом впервые. Что это: наука или фантастика? Вроде бы наука, однако строится она на зыбком фундаменте. Ведь мы кое-что знаем об эволюции только земной цивилизации – в основном о ее прошлом и настоящем (что в космических масштабах   укладывается на ничтожно малом временнóм интервале). Будущее нашей цивилизации можно лишь прогнозировать, но вероятность «точного» прогноза мала. Вспомним, что на наших глазах происходят, казалось бы, непредсказуемые события в политической и экономической сферах, а в дальнейшем не исключены различные экологические катаклизмы, обусловленные земными и внеземными факторами, которые в конечном счете способны  кардинально повлиять на качественные и количественные параметры эволюции земной цивилизации. Еще более неопределенной остается на сегодняшний день ситуация с ВЦ: строго говоря, мы о них ничего не знаем (Космос молчит, явных следов астроинженерной деятельности тоже не обнаружено, нет и неопровержимых доказательств пребывания пришельцев на Земле). Получается, что, не обнаружив в Солнечной системе и за ее пределами никаких признаков жизни (не говоря о Разуме), мы пытаемся разработать модели эволюции КЦ. Это достойно восхищения, но необходим и «разумный пессимизм», поскольку до сих пор исследователи даже не выработали устраивающее всех определение ВЦ. К числу наиболее устоявшихся понятий теории КЦ  можно отнести их разделение на три типа (по Н.С. Кардашеву), но даже и по этому поводу появляется потребность  в уточнении (с. 487), либо высказываются достаточно критические соображения (с. 501).

С учетом сказанного читателю будет очень интересно познакомиться с «классическими» и «альтернативными» моделями эволюции КЦ, поскольку это, безусловно, позволяет глубоко задуматься над судьбой земной цивилизации. В книге рассматриваются также модели, смело выходящие за рамки современной научной парадигмы. Это космокреатика и автоэволюция, включающие некую разумную деятельность, направленную на фундаментальную перестройку структуры материального мира и перестройку самих разумных существ, восходящую к эволюции коллективного разума КЦ (в духе космотворческих идей С. Лема, развитых в «Сумме технологии»). Автономная эволюция какой-либо КЦ не будет вечной, ибо рано или поздно отдельные КЦ начнут взаимодействовать, создавая «Метацивилизацию» (вспомните  «союзы Солнц» К.Э. Циолковского и «Великое Кольцо» И.А. Ефремова). Согласно Л.В. Лескову, модели метацивилизаций могут быть разными («ортодоксальные», «парадоксальные» и даже «искусственные»; с. 518).

Похоже, что экстраполяционный и системный подходы не исчерпывают проблему ВЦ, например В.А. Лефевр придумал некий «Космический субъект», наделенный совестью и способностью делать выбор между «добром» и «злом» (с. 520). Являясь психологом и математиком, В.А. Лефевр разработал математическую и термодинамические модели поведения этого гипотетического Субъекта, о которых читатель тоже узнает из книги Л.М. Гиндилиса (а также из работ В.А. Лефевра, включая публикации в «Земле и Вселенной»). Любопытно, что частотные характеристики тепловой модели субъекта Лефевру удалось сопоставить с частотой музыкальных звуков («Модель музыканта») и некоторыми алгебраическими структурами, это, в принципе, может позволить выделять системы разумной жизни из потоков обычной астрофизической информации. Известный источник SS 433 (Земля и Вселенная, 1980, № 4) оказался одним из возможных претендентов на роль «Космического Субъекта»… «Можно ли, однако, считать SS 433 разумным субъектом? – спрашивает Л.М. Гиндилис – Я думаю,  он не более разумен, чем, например, система Гея» (с. 535). С таким дипломатичным ответом я вполне согласен.

Глава шестая, «Молчание Вселенной», возвращает читателя к анализу поистине удивительного астросоциологического парадокса (АСП). КЦ молчат либо потому, что их нет (мы одни?!), либо время их жизни мало и они просто не успевают достигать уровня развития, необходимого для осуществления интересующих нас контактов. Мыслимы и другие возможности.  Например, даже при «длинной шкале жизни» КЦ может оказаться «неортоэволюционной» (прекрасно регулируемой, но не обладающей огромной энергией). А может быть мы – «подопытные кролики», за которыми долго и внимательно следят ОНИ, или …(с. 538). Таинственное молчание Космоса, вообще говоря, не нужно драматизировать, ибо мы  ищем ТО, не зная ЧТО, ищем там, где ЕГО, возможно, и не было, ищем так, что поиск наш просто бесполезен, и т.д. Наивными  могут оказаться и все «критерии искусственности», поскольку придуманы они все-таки людьми! Хотя представляется весьма разумной  «презумпция естественности», заставляющая работать давно известную «бритву Оккама». Все это отнюдь не снимает с повестки дня совершенствование аппаратуры поиска ВЦ. И, кто знает, быть может, огромные космические радиоинтерферометры, идея создания которых принадлежит Н.С. Кардашеву, позволят найти и (идентифицировать!) Космическое Чудо, разрешив, наконец,  АСП?

В рассматриваемой главе Л.М. Гиндилис напрямую обращается к проблеме «сверхнаучнознания», «заимствования» знаний древними от представителей ВЦ (вспомните, например, потрясающие астрономические познания догонов), а также  формулирует  «критерий сверхнаучного знания» (с. 558–560). Думаю, несмотря на обилие точек зрения, высказываемых на различных SETI-форумах и критически обсуждаемых Л.М. Гиндилисом, приходится признать: пока еще не удалось разрешить ни АСП, ни «парадокс Ферми» («Где ОНИ?»). Впрочем, всегда можно заявить, что «отсутствие наблюдаемых проявлений деятельности ВЦ ни к какому парадоксу не приводит. Но проблема, связанная с видимым отсутствием проявления ВЦ, конечно, существует» (с. 568–569).

Седьмая глава книги, «SETI в СССР и России», посвящена сорокалетней истории заявленной в названии проблемы. Здесь читатель найдет  интересную информацию о проведенных в нашей стране предварительных экспериментах и теоретических разработках, среди которых наиболее важны фундаментальные естественнонаучные знания, наблюдения и опыт. Именно такое направление продвижения SETI-исследований поставило некогда фантастическую идею поиска «братьев по разуму» в ряд современных научных проблем, имеющих фундаментальное научное и мировоззренческое значение. В расширении фронта исследований эвристическую ценность, возможно, представят в будущем снова упоминаемые в книге «семантическая Вселенная» Л.В. Лескова, «Космический Субъект» В.А. Лефевра и «научно-познаваемый Бог» В.М. Липунова и Г.М. Идлиса. В отдельном параграфе седьмой главы автор рассказывает об организациях SETI в России, начиная с секции «Поиски сигналов ВЦ» при научном Совете по комплексной проблеме «Радиоастрономия» АН СССР (1964 г.) и заканчивая созданными в 1992 г. современными секцией НСАРАН (председатель Н.С. Кардашев), научно-культурным  Центром SETI при РАКЦ (руководитель Л.М. Гиндилис)[5] Заключительный параграф этой главы посвящен педагогике SETI, о которой знают читатели нашего журнала (Земля и Вселенная, 2000, № 6).[6] Короткая восьмая глава («SETI на рубеже веков») завершает книгу. В ней говорится о новой картине мира, прогрессе  в области астрономии и о перспективах SETI , в основном связываемых с освоением новых каналов связи. Л.М. Гиндилис еще раз подчеркивает, что в числе последних могут оказаться нетрадиционные,  «основанные на пока еще не известных, не познанных нами законах природы, на еще не открытых формах материи. Возможно, внеземные цивилизации уже знают о них и успешно используют для своих целей. А мы пока не имеем о них никакого понятия. Вполне возможно, что в  XXI веке основное внимание будет уделяться какому-нибудь из таких ныне неизвестных каналов… перспективы SETI в третьем тысячелетии будут определяться теми представлениями  о Мире, которые будут в то время… Возникает новая научная парадигма, и именно она определяет новые подходы к SETI» (с. 620). Соглашаясь с этим, хотелось бы снова заметить, что науке еще предстоит раскрыть две величайшие тайны мироздания – происхождение Вселенной и возникновение в ней Жизни и Разума. Было предложено и будет предложено еще немало гипотез. Одна из них – гипотеза о Творце, Великом Конструкторе, Вселенском Разуме, но, к сожалению, такая гипотеза мало что объясняет. В это можно поверить, но это нельзя понять. А тогда причем здесь наука? Уместно вспомнить и о гипотезе панспермии, которая создает лишь видимость объяснения происхождения жизни на Земле, «унося» источник жизни куда-то далеко за пределы нашей планеты.

«Приложения» к книге включают обширную библиографическую информацию.

Хотя я и позволил себе (возможно, опрометчиво?) сделать несколько «критико-еретических» замечаний по поводу некоторых рассматриваемых в книге проблем, моя общая оценка монографии Л.М. Гиндилиса чрезвычайно высокая. Убежден, что книга Л.М. Гиндилиса представляет собой яркое явление в новейшей SETI-литературе. Она может быть поставлена в один ряд с лучшими книгами на эту тему: совершенно ясно, что необходимо не только продолжать и развивать научные  исследования в области SETI, но и всемерно грамотно популяризировать эту проблему  в различных средствах массовой информации и, конечно, в Звездном зале возрождающегося Московского планетария[7]. И все-таки, увлеченно рассказывая «людям с улицы» о проблеме SETI, полезно хотя бы иногда вспоминать слова С. Лема, взятые Л.М. Гиндилисом эпиграфом к одному из параграфов книги (с. 497): «В Космосе  мы все же встретим разум. Но формы его проявления будут глумиться над нашим воображением»…

Е.П. Левитан

[1] Одна из рецензий на эту книгу  напечатана в журнале «Земля и Вселенная» (2004, № 4).
[2] См.  составленный Л.М. Гиндилисом «Указатель статей» (Земля и Вселенная, 2002, № 5)
[3] Вскоре после возвращения из Англии Виталий Лазаревич зашел в редакцию нашего журнала (она ютилась тогда в полуподвальном помещении на Ленинском проспекте) и вручил мне объемистый  препринт о пульсарах. Он доверил мне подготовить для «Земли и Вселенной» текст статьи на основе содержащегося в препринте  материала (преимущественно это были математические выкладки). Через несколько дней, при следующем визите  в редакцию, В.Л. Гинзбург  подписал статью в печать. Она стала одной из первых научно-популярных статей о пульсарах (В.Л. Гинзбург. Необычный период в развитии астрономии. Земля и Вселенная, 1966, № 3).
[4] Несколько лет назад мною в соавторстве с уже покойным В. Н Комаровым была подготовлена так и не увидевшая  свет рукопись книги «Миссия Человека во Вселенной», где обсуждалась гипотеза антиэнтропийного предназначении Жизни и Разума.
[5]Являясь членом Президиума РАКЦ, я в свое время  постарался содействовать организации этого Центра и принятию Л.М. Гиндилиса (а также известного SETI-энтузиаста Б.Г. Пшеничнера) в РАКЦ. Почти одновременно был создан Ученый совет Центра, в число членов которого вошел и я. В рамках Центра успешно функционирует философский семинар (руководитель В. В. Казютинский) и регулярно выпускается информативный Бюллетень НКЦ SETI.
[6] «Педагогику SETI» я предложил рассматривать как одну из новых проблем дидактики астрономии («Дидактика астрономии», с. 266)
[7] Для Московского и других планетариев это традиционная тема, которая блестяще освещалась в лекциях Б.Н. Пановкина, В.Н. Комарова, Л.М. Гиндилиса, К.А. Порцевского и других замечательных лекторов.